Нравственное воспитание ребенка
Это очень интересная, но неоднозначная и сложная тема. Её ни одному родителю не удастся обойти. Рано или поздно с ней столкнется каждый...
Когда начинать нравственное воспитание? С чего? Какие здесь существуют (если существуют) закономерности и риски?
Начнем с того, что понимать под нравственным воспитанием. Как известно, это такое воспитание, результатом которого является способность человека совершать свободные и ответственные поступки, опирающаяся на знания о нравственных нормах и собственный опыт. То есть, знает, что есть "добро и зло", имеет опыт совершения добродетельных поступков и сам делает выбор в пользу "добра".
Как же этого достичь? Что делать родителям, чтобы воспитать такого ребенка?
У психолога Анатолия Гармаева есть на этот счёт периодизация нравственного развития ребёнка, которая, на мой взгляд, достаточно адекватно отражает реальность.
Воспользуемся этой периодизацией.
В возрасте 0-3 года: ребенок в нравственном отношении усваивает смысл отношений между людьми.
Возможны разные их варианты
между двумя крайними проявлениями:
- отношения на основе любви, заботы, взаимопонимания; другой человек – цель;
- отношения на основе выгоды, корысти, самоутверждения; другой человек – средство для достижения собственных благ.
Наиболее ярко проявляется в
поведении человека:
в дошкольном возрасте – подражание взрослым, их отношениям;
в подростковом возрасте – апробация определенного
стиля поведения в самостоятельных поступках: установление взаимоотношений между
людьми либо по типу самоутверждения, подавления, либо – по типу заботы и любви;
в юности: в момент создания собственной семьи, когда
закладывается фундамент отношений между супругами.
На что обращать внимание родителям в этот период?
Прежде всего, на то, какие отношения между взрослыми в семье: не только в отношении самого ребенка, а в первую очередь между родителями, родителями и старшим поколением (бабушками/дедушками). А также - включать ребенка в ситуации заботы о своих близких.
То, какие отношения станут привычными для ребенка в этом возрасте, станет основой отношений с родителями, друзьями и в будущей собственной семье.
В 3-5 лет ребенок усваивает смысл
человеческой жизни.
Смысл улавливается ребенком из происходящего в ближайшем окружении. Значимыми для ребенка являются потребности окружающих взрослых,
проявляющихся в их поступках (здесь используется так называемая "пирамида потребностей" А. Маслоу):
I. Самый низкий (базовый) уровень физиологических потребностей: в
пище и питье, одежде, сне, сексуальные потребности). Фиксация на данном уровне потребностей проявляется в стремлении иметь те или
иные материальные ценности; жадности
- неготовности поделиться тем, что имеешь, с другими; зависти к людям, имеющим то, чего нет у тебя и т.д.
II. Уровень потребности в безопасности: стремление обрести всеми средствами чувство
психологической и физической безопасности. Может проявляться как в стремлении к
«умощнению» собственных сил и возможностей (например, физических,
материальных), так и в поиске сильного покровителя.
III. Уровень потребности в общении, принадлежности к группе: стремление почувствовать
себя принятым в ту или иную группу, занять в ней определенное место,
соответствующее собственной Я-концепции, найти себе друзей, приятелей. Может проявляться в желании свое свободное время проводить в компании; в зависимости от выбранной референтной группы, это могут быть друзья, коллеги, родственники.
IV. Уровень потребности в познании: стремление к обретению новых знаний и способов познания
не ради оценок, а ради самих знаний.
V. Уровень потребности в самовыражении и самоутверждении: стремление тем или иным
способом вызвать признание себя как человека, достойного внимания и уважения;
обладающего особенными качествами, свойствами, которые могут быть интересны и
полезны окружающим, и способного эти качества и свойства проявить или просто
привлечь внимание своей необычностью.
VI. Современные российские
психологи: Б. С. Братусь и В. И. Слободчиков добавили к уровням, указанным А. Маслоу,
по крайней мере, еще один – альтруистический - стремление нести людям добро и любовь, жертвуя, при необходимости,
своим временем, желаниями, материальными ценностями и т.д.
В этом возрасте детей их родителям необходимо обращать внимание на то, что для них является наиболее важным (это можно определить по тому, на что Вы тратите большую часть своих ресурсов: свободного времени, денег, сил и т.д.).
В 5-7 лет ребенок осваивает смысл трудового
действия
В этом
возрасте закладываются очень важные социальные и нравственные отношения ребенка
к труду (любой созидательной активности). Затем ребенок, становясь взрослым, будет все более явственно
демонстрировать эти отношения:
- например, воспринимать труд как наказание - то, от чего нужно максимально
избавляться (например, нанять кого-то, получать средства существования обманом,
махинациями, запугиванием и т.д.);
- понимать, что труд – это хотя и неприятное, но необходимое средство
для выживания, для того, чтобы прокормить семью;
- воспринимать труд как средство творческой самореализации, самовыражения;
- труд как возможность нести людям добро, созидать нечто ценное, полезное
для себя, близких, общества, потомков.
В процессе
воспитания ребенка взрослые реагируют на естественное стремление
ребенка к активной деятельности (творческой или утилитарно-прагматической),
когда он всячески стремится участвовать в общем процессе по самообслуживанию
(домашних делах родителей) или действовать по интересам (конструирование, лепка, рисование
и т.д.). Если взрослые считают, что человек, в том числе и маленький, не может
получать удовольствия от самого процесса труда, они стараются всячески
«стимулировать» эту деятельность, подхваливая ребенка, награждая его
(конфеткой, игрушкой, прогулкой, мультиком и т.д.). В результате формируется
привычка к ложному трудовому действию,
которое осуществляется только ради собственного удовольствия или ради выгоды;
оно может начаться спонтанно, со случайной идеи, вызвавшей интерес ребенка, и завершается
получением награды, похвалы; если ребенок знает, что его не похвалят и не
наградят и что при этом он не получит личного удовольствия от процесса
деятельности, то делать ничего не будет.
Примеров,
демонстрирующих действия такого типа, сколько угодно: например, взрослым в
семье нужна помощь (мама не успела зайти в магазин за хлебом, или нужно вынести
мусор), если подростка попросить выполнить необходимое, он спрашивает: «А что
ты мне за это дашь?», «А я тогда пойду на улицу?». Если никаких «приобретений»
не предвидится, настроение резко падает, находится масса «причин», не
позволяющих оказать помощь. Такой ребенок не будет участвовать и в школьном
мероприятии, если не будет призов и наград.
При этом особенно подростки, у которых
утомляемость повышена за счет интенсивного расхода энергии на рост и
эмоционально-психическое развитие, живут, в основном, «по инерции»: делают то,
к чему привыкли, - осваивать новые виды деятельности у них нет сил. Если в
период детства оказание помощи другому не стало для подростка привычной нормой,
то он будет стремиться избегать этой деятельности. В то же время, сославшись на
усталость и отказавшись сходить за хлебом, может совершенно спокойно несколько
часов играть в футбол без всяких признаков утомления (так как это привычное действие по собственному
интересу).
Возможно и принципиально иное: истинное трудовое действие – отклик на нужду другого человека,
которое начинается с понимания необходимости действия для помощи другому
человеку и заканчивается решением проблемы.
Очевидно,
что в отношении к труду по одному из описанных типов явно прослеживается
будущее нравственное или безнравственное поведение, так как в первом случае
человек рассматривается не в качестве цели собственной деятельности, а лишь как
средство получения выгоды. Во втором типе поведения виден зародыш гуманного
альтруистического отношения к другому, которому оказывается помощь вне всякой
связи с наградой.
Что делать родителям? Стараться включать ребенка в деятельность, полезную для членов семьи, друзей и т.д., при этом не награждать его усилия, а быть благодарными ему за участие (искренне, проявляя это словом, взглядом, улыбкой и т.д.). В этом возрасте ребенок, в котором закладываются нравственные ценности, хочет быть полезным другим, сделать что-то нужное для близких людей.
7-10 лет:
нормы социального взаимодействия, смысл ученичества.
Ребенок осваивает нормы
социальной жизни, понимает «что такое «хорошо» и что такое «плохо», что есть
добро и что есть зло. На основе знания этих норм у него появляется возможность
соотносить с ними собственное поведение. На этой же основе ребенок способен
осуществлять выбор идеального образа
собственного будущего, образа себя.
Для ребенка в этом возрасте
познавательная деятельность приобретает особое значение (ведь через нее он
осваивает и социальные нормы), сейчас он – идеальный «ученик»: он учится тому,
как надо и как не надо жить. Педагог для него (если не мешают проблемы
отношений) – это «окно в мир», так как именно через него он может узнать то,
что один он может не узнать никогда. Поэтому именно в этом возрасте ребенок при
помощи взрослых усваивает смыслы учения. Возможные варианты:
- избежание наказания (нет проблем с родителями, с учителями и т.д.);
- получение вознаграждения (оценки, общественное признание, победы в олимпиадах);
- удовольствие от познания нового, открытие неизвестного;
- раскрытие и приумножение своих способностей, своего таланта, дара для принесения максимальной пользы себе и людям.
Позднее,
уже в 14-17 лет познавательная потребность вновь активизируется, но только у
тех, кто обрел истинный смысл ученичества. Этим людям и в 30, и в 50 лет будет
легко и интересно учиться (они готовы учиться по большому счету, т.е. не устают
развиваться, изменяться, осмысливать свою жизнь). При другой позиции человек
«консервируется» и стремится убедить себя и других в собственной
самодостаточности, полноте своего развития, предельном уровне профессионализма
или умения жить.
Нравственная позиция человека формирует у человека готовность переосмысливать себя, свою жизнь, понимание того, что человек никогда не может
достичь совершенства, а только может, ежедневно и ежечасно работая над собой, стремиться к Идеалу.
И наконец, возраст 10-12 лет. В нем формируется смысл самостоятельного действия.
Первый опыт выбора
собственных поступков и самостоятельных действий в соответствии с выбором, а
также – обретение начального опыта ответственности за свои поступки, начало
развития воли, как свободы и осознанности выбора.
В возрасте около 12 лет
(по В.В. Зеньковскому: у девочек в 11-11,5-12 лет, у мальчиков в 12,5-13-13,5
лет) наступает период отрочества, связанный телесно с половым созреванием
ребенка, душевно – с бурным эмоциональным всплеском, с социальной стороны –
подросток начинает отходить от авторитета взрослых, стремится к
самостоятельности в поступках.
Таким образом,
заканчивается период усвоения норм, смыслов и начинается период их проявления,
апробации и самовыражения.
С этого времени можно говорить о том, что у ребенка сформировались представления о нормах и опыт нравственной деятельности.
Далее подростковый возраст станет для родителей "лакмусовой бумажкой" того, насколько успешным был период воспитания нравственности ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий